Ислам можно отнести к религиям, позитивно относящимся к сексу. Многие установки относительно секса заимствованы им из других религий, из доисламских культур. Арабские племена, среди которых впоследствии возник ислам, вели типично патриархальный образ жизни. Практиковалась полигамия, обрезание, общественное положение женщины было намного ниже общественного положения мужчины. В арабской литературе существовала богатая сексуальная символика, принятая позднее исламом. Магомет, по свидетельству его современников, отличался впечатлительностью и чувственностью. Влияние доисламской культуры арабов, личность пророка Магомета, условия распространения ислама способствовали более высокому, доброжелательному отношению к сексу, чем это имело место в иудаизме или христианстве. Быстро распространившийся в ходе военных завоеваний арабов ислам проявлял терпимость относительно существовавших на захваченных территориях местных традиций и обычаев. Согласно Корану, при создании человека Аллах использовал не только прах, землю, но и семя, свернувшуюся кровь. Тем самым ислам признавал, что Аллах имел семя, одобрял секс как благо, ценность, что брак - это благо, идущее от Аллаха. Женщины рассматривались в исламе как сексуальные партнерши мужчин, возносились благодарности Аллаху за создание женской красоты, за обаяние женщины, ее способность возбуждать желание у мужчин, за красоту глаз, волос и линий ее тела. Однако общая ориентация была мужской. Мужчина рассматривался как существо более возвышенное по сравнению с женщиной, которая была собственностью мужчины и подчинялась его власти (мужу, отцу, брату). Ислам требовал от мужчины закрывать область гениталий, запрещал ему касаться тела другого мужчины от колен до пупка, показывать свои половые органы. Согласно Корану, сексуальная жизнь есть благо, религиозное деяние. Добродетелью считалось уклонение от сексуальных эксцессов. К другим добродетелям относились забота о сиротах, щедрость, выдержка, терпеливость, послушание властям, сексуальная жизнь с женами. Грехом были сексуальные отношения вне легальных связей (брак, конкубинат), содомия. Ислам создал модель сексуальной гигиены, цель которой содержать тело в чистоте. Женщины в период менструации считались нечистыми. Мужчина должен был пройти обряд обрезания, женщины также подвергались ритуальной операции - клитородектомии. По Магомету, человек, практикующий мастурбацию, достоин проклятия, но в обыденной жизни за нарушения этого правила особого наказания не следовало. Уже с раннего возраста мальчики и девочки вели разный образ жизни. Девушки находились в своем обществе, юноши - в своем. В браке основная обязанность женщины сводилась к рождению детей, к выполнению работы по дому, от нее требовалось умение налаживать психический контакт с мужем. Сексуальная близость трактовалась как благо, источник наслаждения, полигамия и конкубинат отражали мужскую ориентацию этой культуры. Возникали проблемы и на сексуальной почве, гомосексуализм был запрещен, но не все мужчины могли иметь партнерш. Особой проблемой в обычаях стала кастрация. Хотя исламская традиция запрещала кастрацию мужчин, но для присмотра за гаремами нужны были евнухи. Законы, освященные исламом, регулировали многие вопросы сексуального поведения и навязывали определенные нормы, запреты и предписания. Например, это касалось запрета на гомосексуализм, отклонения от принятых норм поведения наказывались. Следует заметить, что ригоризм в исламе не исключает терпимости. Правоверный, который согрешил, преступил закон, не рассматривался как навсегда потерянный человек. Он должен был только осознать свою вину. Ислам не имеет сложной догматики, одобряет полигамию и рассматривает секс как благо. Возможно, этим объясняется достаточно быстрое завоевание им популярности в культурах других народов, в частности Африки, и большое число последователей сегодня. Культура ислама, как и культура Запада, не была однородной и неизменной. В ходе своего развития она испытала влияние культур и традиций народов, принявших ислам. В период становления культуры ислама уже существовали многочисленные литературные, медицинские, философские произведения, посвященные вопросам секса, брака, любви. В них содержались практические советы по сексуальным вопросам, давалась классификация партнеров по способности к арс аманди, рецепты, стимулирующие сексуальную возбудимость. В этих произведениях возносились благодарности Аллаху за то, что он создал женщину, за ее эротическую привлекательность, за возможность иметь сексуальные отношения. Вот как выглядел арабский идеал женской красоты, описанный Ан-Нувайри: "Ростом женщина должна быть как бамбук среди растений, лицо круглое, как полная луна, волосы темнее ночи, щеки белые и розовые, с родинкой, не отличающейся от капли амбры на алебастровой плите, глаза очень черные, большие, как у дикой лани, веки сонные или отяжеленные, уста небольшие, с зубами, подобными жемчужинам, оправленным в коралл, груди, подобные яблокам граната, бедра широкие, а пальцы постепенно сужающиеся, с ногтями, покрашенными ярко-красной хной". В VIII - IX вв. широкое распространение получила узирийская модель любви, ярким представителем которой был Джамил. Ее отличает сильное чувство, страдание, тоска. С IX в. становится модной придворная любовь. В ней главным признается психическая, духовная связь между влюбленными. Эта модель любви оказала влияние на развитие представлений о любви в Европе в XII в., и особенно во Франции. Одобрение сексуальной близости, пожалуй, наиболее ярко выражено в образе рая, где мужчина имеет потенцию нескольких десятков мужчин. Он ежедневно общается с более чем сотней красивых партнерш-девственниц, которые не знают чувства ревности, лишены недостатков и служат только этому мужчине, выполняя все его желания. Установки ислама относительно женщин очень различные: то они рассматриваются как друзья, желанные сексуальные партнеры, источник многих ценных качеств, то им приписываются отрицательные черты, они предстают как источник зла, символ хитрости. Абу Бакр аль-Хваризми, например, писал: "Мы живем в такое время, что, обвенчав свою дочь с гробом, мы тем самым обретаем себе наилучшего зятя". Низкий статус женщины опосредованно выражает известная книга "Тысяча и одна ночь". Многие книги и песни полны таких же описаний физиологических, психических, сексуальных состояний, а также практических советов, которые мы находим в этой книге. Помимо богатого словаря, связанного с миром природы, садами, цветами, войной, существует богатая символика. В той же книге тому существует много примеров. Вот как описывается одна сцена. "Ситт аль-Хушн приблизилась к нему и притянула его к себе, а он обнял ее и придвинулся еще ближе. Потом охватил ее ногами, зарядил орудие и нацелил его на крепость, а выстреливши, разрушил стену, защищающую вход. И обнаружил в Ситт аль-Хушн жемчужину, которую не просверлили, или лошадь, которую до него никто не объезжал". Полигамия. Полигамия в исламе имеет древние истоки, интересные данные можно получить, обратившись к жизни Магомета. Он женился в возрасте 26 лет на своей хозяйке Хадии, которая была богатой вдовой, старше его на 15 лет. Брак этот оказался счастливым и длился 26 лет. Магомет был верен своей жене даже после ее смерти. Позже, уже будучи старше 50 лет, он изменил свои взгляды и каждую победу над неверными венчал очередным браком. Главной женщиной в его гареме была Айша, он всегда брал ее с собой в походы. Когда в один прекрасный день она исчезла и через четыре дня возвратилась в обществе молодого воина, Магомет, отвечая на намеки приближенных о том, что она совершила измену, сказал, что "если они не представят 4 свидетелей, то будут лжецами перед лицом Аллаха". После этого случая он ввел закон, касающийся супружеской неверности. Отныне она каралась сотней ударов кнутом, а в случае лжесвидетельства лжесвидетель получал 80 кнутов. Супружество с Айшой было бездетным. После смерти Магомета его ученики стали проповедовать идею, что важнейшей целью супружества являются дети. Решению этой проблемы способствовала полигамия. Следует отметить, что на подобный взгляд, видимо, оказала влияние ситуация тех лет, отличающаяся постоянными войнами, нехваткой людей для их ведения, необходимостью постоянного пополнения численности колонистов для завоеванных территорий. Согласно традиции, мусульманин не должен был иметь одновременно более 4 жен. Расцвет полигамии приходится на период захватнических войн, когда женщин становилось больше (брали в плен невольниц, разрешались браки с еврейками и христианками). Возник такой тип брака, как договорный, на определенное время, в течение которого мужчина был обязан содержать жену. Шииты рассматривали такие союзы как норму, дети от этих браков признавались законными. Часто встречалась модель семьи с двумя женами, с одной женой и с незамужней женщиной (конкубинат). Количество жен зависело от социального положения мужчины, его финансовых возможностей, профессии, количества детей и т. д. Полигамия, однако, по естественным причинам не распространилась на всех: численность женщин для этого была недостаточна, сказывались и финансовые ограничения. Сегодня во многих исламских странах иже богатые мужчины часто имеют одну жену. В христианстве идеалом было безбрачие, моногамия стала как бы уступкой человеческой природе, в исламе же идеалом была моногамия, а полигамия - уступкой природе. Этим существенно различаются установки относительно поли- и моногамии этих религий. Женщины, согласно исламу, должны жить в гареме, слово "гарем" (от турецкого - гарим) значит "запретное место". Гарем служил жилищем для женщин и детей, он был недоступен для других мужчин. Гаремы были известны еще за 3000 лет до нашей эры. Встречались они в Месопотамии, Персии. Надзор за гаремами требовал иметь особую стражу - надсмотрщиков, или евнухов, хотя в Коране и в учении Магомета ничего по этому поводу не говорится. При дворе турецких султанов гаремы стали своеобразным огромным учреждением, евнухов сюда доставляли из разных стран. Жизнь в гаремах отнюдь не была раем. Его многочисленные обитательницы, которые делились на разные категории (жены, наложницы, невольницы), плели постоянные интриги. Сексуальные потребности женщин чаще всего не удовлетворялись. Муж, как правило, выделял одну из жен, с годами он старел, и его сексуальные способности уменьшались. Женщины по сути дела лишались брачных связей. У одних это приводило к неврозам, апатии, сварливости, патологической ревности. Другие превращались в лесбиянок, нимфоманок и т. д. Личность человека, подвергшегося кастрации, также деформировалась, он становился инфантильным - вел себя как ребенок, очень привязывался к своим господам. К тому же операция кастрации в те времена проводилась в антисанитарных условиях и много молодых мужчин умирало. Этим объяснялись высокие цены на таких людей. По сравнению с иудаизмом и христианством ислам проявлял большую терпимость относительно секса, подчеркивал красоту тела, нежность, ласку, более либерально, хотя и не одобрительно, его сторонники относятся к отклонениям в сексуальном поведении. В странах, где был принят ислам, создана прекрасная и богатая литература, поэзия, эротическая философия, музыка с эротическим подтекстом. Хотя ислам ярко выражает мужскую доминанту, но высоко ценит и женщину и ее право на сексуальные наслаждения. В наше время возрастает роль ислама как в отдельных странах Востока, так и на международной арене. Культурные традиции полигамии, роль женщин, простота доктрин способствуют принятию идеологии ислама во многих странах. Заметно в нем и влияние новых установок относительно положения женщины (эмансипация, доступ к образованию, профессии, работе). Относительно ислама и того значения, которое он придает сексу, на Западе существует много предубеждений, недоразумений. Как правило, сведения об исламе ограничиваются лишь скупыми знаниями о полигамии, гаремах, проявлениях ригоризма или фанатизма в обычаях. Намного меньше известна его прекрасная и богатая культурная традиция, в том числе касающаяся секса.