Главная » 2011 Апрель 18 » Интернет - как один из массовых путей в неадекватность
18:47 Интернет - как один из массовых путей в неадекватность | |
Огромное количество текстов самого различного содержания доступно людям в
интернете. Каждый берет то, что ему интересно и что он способен взять в
силу уже имеющегося жизненного опыта. Естественно, что те, кто выкладывает информацию, стремятся сделать ее наиболее популярной и доступной. Наиболее последовательно и отработано эта тенденция реализуется средствами массмедиа в интернете: новостные и развлекательные сайты подают разжеванную и во многом искаженную информацию в контексте желательном для хозяев ресурсов. В этом четко различаются два типа предоставляемых сведений: 1. те, что предназначены адекватно описать действительность (научные описания различных предметных областей, экономики, финансов, политики, культуры, искусства и т.п.) 2. те, что пытаются воздействовать на доверчивость людей, склоняя их к определенному, выгодному в чем-то публикаторам мнению (реклама всех видов, политические интриги, религиозные проповеди, мистические идеи и теории). Первый вид публикуемых сведений требует достаточного понимания данной предметной области, основывается на вполне определенных представлениях, которыми не обладают большинство посетителей интернета и для понимания нового в предоставляемых сведениях необходима немалая работа по осмыслению. Это - путь немногих, небольшой части общества. Но это - самая важная часть общественной культуры, которая формирует новые представления, продвигая прогресс науки, техники, культуры. Второй вид,- это массовая часть публикуемого - легко воспринимаемые штампы массовой культуры, основанные на с детства воспринимаемых стандартных реакциях в ответ на стандартно встречающиеся ситуации, плюс нечто новое и сулящее как можно более заманчивого, что и является условием привлечения внимания. В статье Образы и мифы в интернете приведены соответствующие статистические выборки. Наиболее часто в таком сочетании нового-значимого выступают новые "открытия", но чаще всего вовсе не в науке, где сложно бывает предвидеть и оценить значимость нового, а в пара науке или религиозно-мистических сенсационно звучащих откровениях. Фактически это - сказки для взрослых, но с серьезной прагматической целью. Огромное количество мистических сайтов, практикующих магов, целителей, паранормальные ученых выдают несоизмеримое с любой научной предметной областью количество статей, книг, высказываний в обсуждениях. Просто потому, что массовость второго типа сведений неизмеримо выше, как и легко доступное их понимания. Но все такие сведения подаются всерьез, используя все возможные средства придания им веса и авторитетности. Чаще всего для этого используется авторитет науки и все эти сведения выдаются за научный результат ученых. Иначе бы не было шанса на внимание людей. Человек, не имеющий надежного естественнонаучного понимания, а таких - большинство, не способен оценить истинность таких утверждений. Остается только верить или не верить. Но все утверждения выглядят достаточно авторитетно и сделано все, что бы придать им как можно большую убедительность именно в расчете на то, чтобы не обосновано завоевать доверие (зомбировать) доверчивого и неискушенного человека. Это приводит к тому, что большинство людей, пытающихся удовлетворить свой естественный интерес к познанию, натыкаясь на научные статьи, оказывается не подготовленным и не способным понять их, а вот легко находя просто понимаемые паранормальные тексты с большой убеждающей силой, оказываются вовлечены в сеть мистических (в самом широком смысле, определенном в статье Мистика: понятие и сущность) идей. Отличие таких идей от научных в том, что они никак не коррелируют с реальностью, не могут быть показаны реально и, наоборот, всегда апеллируют к вере. Авторы, как правило, убеждают в том, что реальность иллюзорна, что необходима вера и на ней все основывается, что методы науки неверны и главное - собственная вера. При этом в качестве подтверждений приводятся "труды ученых". Такой абсурд становится возможен потому, что сознание людей, вникающих в подобные идеи, постепенно готовится к восприятию этого абсурда, становится все более неадекватно реальности. Главным в этом процессе является очень заманчивые посулы, обещенные тем, кто сумеет "правильно понять" сказанное, хотя оно итак предельно просто изложено, а посулы так же кажутся легко получаемыми. Высокая значимость желанного способна заслонить любые доводы и понижает уровень доверчивости (т.е. делает его более преодолимым) так, что уже менее убедительные доводы, сулящие желаемое, воспринимаются сразу на веру, минуя любые критически оборонительные механизмы сознания. Что и есть конечный результат психологического зомбирования. Итак, большинство людей, не имеющих уровня естественнонаучной подготовки, достаточного для верного восприятия научных сведений даже в их популярном изложении, просто обречены в интернете на зомбирование. Все различие лишь в том, к какому именно мошеннику они первыми попадут в лапы и окажутся под влиянием его идей. Но даже это не является препятствием к единодушию в вере потому, что эволюция саморазвития мистики приводит к появлению очень схожих штампов и притиранию идей так, что в любой мистической идее можно найти отзвук других идей, что дает возможность объявлять их всех говорящими об одном и том же только разными словами. Это легко проходит потому, что никакого критического анализа нет и все воспринимается на веру. Любые "чудесные" события в личной жизни, любые "невероятные" совпадения, услышанные таинственные истории воспринимаются в подготовленном мистическом контексте и легко "объясняются", еще более укрепляя веру. Любая иллюзия восприятия оказывается укрепляемой верой и развивается в неадекватность (все приведенный ссылки являются статьями, описывающими данные явления с позиции научной методологии). Иллюзии тем сильнее, чем больше на них обращается внимание без корректировки реальным опытом. Т.е. если показалось, что в темноте что-то передвигается в комнате, но не проверять это, а просто переживать, то иллюзия будет усиливаться вплоть до устойчивой галлюцинации. Именно так формируются все особые переживания мистиков. Можно дойти до любой иллюзии, которая начинает восприниматься как реальность во всей своей убедительности. Это - внутренний наркотик, осознаваемым усилием расширяющий границы образов и фиксирующий парадоксальный результат. Практически все психозы, не обусловленные интоксикацией или органической патологией, проистекают таким образом (см. Психические расстройства с религиозно-мистическими переживаниями и Блаженные). Вот почему экспериментирование с внутренней визуализацией, с развитием субъективных представлений в отрыве от реальности опасно для психики: она будет неминуемо испорчена в смысле ее неадекватности реальности. Люди, нахватавшиеся в интернете доступных для их восприятия сведений, заряженные доверчивостью к мистицизму, начитавшиеся скачанных мистических и паранормальных научных книжек и статей, в обсуждениях в том же интернете используют крылатые фразы (в истинной науке нет крылатых фраз, целью которых является привлекательная убедительность при простоте восприятия "истины") и ходящие по рукам идеи для взаимного притирания и погружения в еще более глубокую неадекватность. Интересно, что формируемый в условиях интернета такой жизненный опыт поначалу никак не был востребован в реальном общении и реальных делах. Там он оказывается разительно неуместен. т.е. на словах одно, на деле - все же очень даже учитываются реалии :) Если во время философствования новоиспеченный мистик заходит в абсурдные утверждения, то, как только дело касается проверки этих утверждений, сразу как бы все им начинает восприниматься более трезво, понимается невозможность им продемонстрировать только что сказанное и начинаются попытки избежать такой проверки. Такие моменты хорошо прослеживаются в оригинальном обсуждении, которое ниже используется в качестве иллюстрации. Но с помощью множества семинаров и школ "личностного развития", с помощью колдунов, гадалок, целителей и т.п. неадекватность переносится уже в реальность бытия, достаточно быстро приводя к тем или иным психическим расстройствам вплоть до тяжелых психозов. Это - большое зло, поражающее общество, касается далеко не только личных судеб людей и их родственников (когда в угоду вере тратятся огромные деньги на консультации у мистических авторитетов), а доходит до самых высших уровней власти и влияния на почве все той-же естественнонаучной безграмотности: военные втихаря от ученых и правительства субсидируют разработку чудо-оружия, само правительство так же открывает дорогие проекты паранормальным ученым, в эшелонах власти появляются колдуны. Если Грабового посадили, то не потому, что он попался на мошенничестве, а потому, что с этим явлением нужно что-то делать серьезно. Но никого из мистиков не насторожили абсурдные до дикости откровения Грабового, даже запатентовавшего волшебную палочку потому, что любые другие мистические идеи нисколько не более обоснованы. Преодолеть это общественное зло возможно только поднимая уровень естественнонаучного образования людей. А это никто кроме них самих сделать не может. В качестве не просто иллюстрации сказанного, а чтобы показать несостоятельность попыток что-то понять из легко доступного и такого заманчивого в инете, размещаю выборку высказываний участника обсуждений фильма Секрет - Bruhos с комментариями. Ранее уже была выборка из этого невероятно длинного обсуждения в качестве демонстрации контекста активного неприятия (см. Наблюдение контекста активного неприятия) - того фильтра веры, который активно препятствует любым доводам против любимых идей. Теперь же будет разбор абсурдности и необоснованности высказываний апологета мистицизма, почерпнувшего всю свою "мудрость" из попсовой части инета и проповедующего в течение всего обсуждения расхожие идеи совершенно не обоснованно и бездоказательно. Именно на его необоснованность, неспособность привести достоверные доводы, подтверждающие его утверждения, стоит обратить внимание. Таких людей способна образумить только реальность суровой жизни, если бы они попали в тяжелые условия, требующие полной адекватности, а не философствовали бы в тепличных условиях. Еще стоит обратить внимание на приемы его проповедей, когда он использует любые не вполне еще строго формализованные или просто бытового уровня понятия для извращения смысла этих понятий так, чтобы они оправдывали его представления, как бы далеки эти представления ни были от реальности. Все его идеи построены на невежестве, отсутствии естественнонаучной базы. При этом есть высокая уверенность в том, что в главном, в принципе суть мироустройства познаны, - симптом, характерный для детей и глубоко неадекватных взрослых (легко активируются распознаватели "я понял" по недостаточно адекватной совокупности признаков, как всегда происходит в начале процесса формирования любых распознавателей, - детский возраст или "поверхностное мышление" см. Нейрофизиология детского возраста и Синдром дефицита внимания гиперактивности). При всем этом очень важную роль играет условия развития, воспитание: Неприятие научного знания уходит корнями в детскую психологию. Это означает, что, даже получая качественное высшее образование, человек сохраняет большой мистический потенциал восприятия, - склонность к субъективному осмысливанию в противовес рациональному эмпиризму. Но качественного образования, обеспечивающего хороший уровень мировоззрения, почти нет. Школы в этом отношении почти ничего не дают (в учителя чаще идут те, кто не состоялся профессионально), а высшие учебные заведения ограничиваются узкой специализацией. Возникает парадоксальный результат: после высшего образования человек остается невежественным в мировоззренческом плане.. и это - не говоря про то, как вообще учится большинство студентов (только перед экзаменами и зачетами), так что даже профессионально им приходится учиться уже при поступлении на работу. Мало того, сами преподаватели, являясь часто носителями мистицизма, подспудно внедряют в сознания учащихся мистические представления. Я знаю несколько таких преподавателей вузов лично. Вот так возникают Ацюковские и Фоменки.. Кое-какие профессионалы, и никакие - в плане системного понимания взаимосвязей в природе. Образование и мировоззрение - во многом разные вещи. Именно целостное, системное понимание мира гарантирует от его мистического толкования и грубого проявления невежества там, где человек не является профессионалом. | |
|
Всего комментариев: 0 | |