Заведующий балетной труппой Большого театра Геннадий Янин подал в отставку.
Причиной его решения стали появившиеся в интернете откровенные
фотографии сексуального характера с его участием, сообщает Би-Би-Си.
В российских СМИ обсуждается вероятность того, что Янина попросту подставили.
На его место назначен Ян Годовский.
Сайт, на котором были опубликованы фотографии, недоступен.
Балет и геи
РУДОЛЬФ НУРИЕВ
[1938 - 1993]
Рудольф Нуриев
родился 17 марта 1938 года в поезде, недалеко от Иркутска на станции
Слюдянка. Его отец, башкирский мусульманин, был политинструктором
Советской Армии. Мать — татарка из Казани. Семья жила в Уфе в такой
нищете, что Нуриев вынужден был в детстве носить платье сестры, чтобы
иметь возможность ходить в школу. Когда ему было восемь лет, его мать
взяла своих четверых детей и отправилась на большой концерт в Театр
оперы и балета. Впечатления от этого концерта были столь велики, что
коренным образом изменили жизнь Рудольфа. Он начал танцевать в школьном
ансамбле народного танца. В одиннадцать лет Нуриев начал серьезно
заниматься балетом. Его отец, который мечтал о том, что его сын станет
инженером, пытался изменить его выбор, но Нуриев настаивал на своем. В
1955 году Нуриев поступил в кордебалет Оперного театра города Уфы. В
этом же году он одновременно поступал в балетное училище при Большом
театре в Москве и в училище при Кировском театре в Ленинграде. Он
успешно сдал экзамены и был принят в оба училища, но выбрал Ленинград,
несмотря на то что один из членов приемной комиссии сказал ему: «Молодой
человек, вы станете или блестящим танцором, или потерпите полное
фиаско, скорее всего второе». В училище при Кировском театре он
занимался с таким легендарным преподавателем, как Александр Пушкин,
который стал его вторым отцом. В 1958 году он окончил училище и поступил
в труппу балета Кировского театра и, минуя кордебалет, сразу же получил
сольные партии. Его дебют состоялся в балете «Лауренция», где он
танцевал вместе с известной примой-балериной Натальей Дудинской.
С самого начала творческой карьеры его характер — бурный,
высокомерный и нонконформистский — проявился в конфликтах с
администрацией. В 1961 году, во время гастролей Кировского театра в
Париже, Нуриев снискал большой успех за партии в «Спящей красавице»,
«Лебедином озере» и «Жизели». Кроме того, он навлек на себя недовольство
руководства театра за преклонение перед Западом. Он в одиночестве
бродил по Парижу, посещал художественные галереи и концерты, знакомился с
французами. Во время гастролей Кировского театра в Париже Нуриеву
приказали вернуться в Советский Союз для участия в особом концерте в
Кремле. Он подозревал, что его накажут за беспокойный нрав тем, что
запретят выезды за рубеж. 17 июня 1961 года во время посадки на самолет в
аэропорте в Ле Бурже, Нуриев подошел к двум французским офицерам
полиции и заявил, что просит политического убежища. Его поступок привлек
к нему внимание международной общественности, и он не имел возможности
посетить Советский Союз вплоть до 1987 года, когда ему дали специальную
визу, чтобы он мог навестить умирающую мать.
В течение
первого года, проведенного им на Западе, Нуриев танцевал в «De Cuevas
Ballet» и в небольшой труппе с Эриком Брюном, датским танцором,
оказавшим большое влияние на профессиональную и личную жизнь Нуриева. В
ноябре 1961 года он дебютировал на британской сцене, в благотворительном
концерте, организованном знаменитой балериной Марго Фонтейн, которой
так понравилась техника Нуриева, что она пригласила его в феврале 1962
года танцевать с ней в «Жизели». Их дуэт потряс аудиторию. Перед
закрытием занавеса произошло легендарное событие: Нуриев встал на колено
перед своей партнершей и поцеловал ее руку. Таким образом, именно здесь
зародилось артистическое партнерство, которое вошло в историю большого
балета. Нуриев стал «постоянным приглашенным артистом» в Королевском
балете. Это партнерство возродило былую славу стареющей балерины, чья
карьера к этому времени уже клонилась к закату. «С моей точки зрения, —
заявлял Нуриев, — Фонтейн всегда остается юной; ее прекрасное тело и
пластика абсолютно музыкальны. Поскольку мы всегда искренни и преданы
друг другу, каждый раз, когда мы танцуем вместе, между нами возникает
сильная и абстрактная любовь». Аудитория неистовствовала при виде этого
танцующего дуэта и бесконечно вызывала их на «бис». После представления
«Лебединого озера» в Вене их вызывали на сцену столько раз, что они
попали в Книгу рекордов Гиннеса за самое большое количество вызовов.
Партнерство Нуриева и Фонтейн — особенно в таких классических
балетах, как «Лебединое озеро», «Жизель», «Спящая красавица», «Корсар» —
вызвало в шестидесятые годы подъем интереса к балету в Америке.
Британский балет неоднократно приглашался для гастролей в «Метрополитан
Опера» в Нью-Йорке и по всей стране. Нуриев стал суперзвездой, привлекая
к себе столько внимания и пользуясь такой славой, которые обычно
сопутствуют рок-звездам. В 1970 году Олег Керенский написал, что
«отчасти сенсационный успех Нуриева вызван его животным магнетизмом и
чувственностью. Он обращается к материнскому инстинкту женщин среднего
возраста, к половому влечению юных и к желанию многих
мужчин-гомосексуалистов». И действительно, истории о регулярном
посещении танцором баров для геев, пользующихся дурной репутацией, лишь
прибавили ему популярности среди значительной части его аудитории —
известно, что некоторые из них пели: «Мы хотим Руди, особенно в нуди
(голым)».
«В настоящее время существует лишь несколько
мужчин, — пишет Филипп Кор, — чье физическое присутствие воспринимается
таким большим количеством людей как мощная эротическая сила; я знал
мужчин, которые иначе никогда бы не приобщились к этой идее и которые
гордились любовью к Нуриеву».
Неудовлетворенный тем, что
он танцует только классику, Нуриев выступает в современных работах,
таких, как «Аполлон» Джорджа Баланчина и «Танцы на тусовке» Джерома
Роббинса. В течение семидесятых годов он выступал с такими мастерами
современного танца, как Марта Грехем и Пол Тейлор. Он также осуществлял
новые постановки классических балетов, часто подчеркивая роли
танцоров-мужчин, а иногда, как в его фрейдистском «Щелкунчике»,
предлагая новаторское толкование хорошо известной и всеми любимой
сказки. Неутомимый исполнитель, он часто гастролировал на сценах разных
театров.
Профессиональная жизнь танцора была ужасающе короткой, к
концу семидесятых его слава пошла на убыль. Тем не менее он продолжал
танцевать. Он защищал свое решение продолжать выступления, говоря:
«Самое главное в моей жизни — это чувство танца, и пока оно не покинет
мое тело, я буду танцевать».
В 1983 году он был назначен на
пост художественного руководителя парижского «Гранд Опера». Во время
пребывания на этом посту он преобразовал театр, воспитывая артистов
классического балета, в частности Сильвию Гиллем, которую он представил в
Лондоне на ее дебюте в Королевском балете, являясь ее партнером в
балете «Жизель», спустя двадцать шесть лет после его собственного дебюта
там. Хотя его известное презрение к «прелестям бюрократии» было
причиной многих его конфликтов, он оставил свой пост лишь в 1989 году.
Прекрасный мужчина, как на сцене, так и вне ее, как танцор
Нуриев был известен за высоту и изящество прыжков и скорость. У него был
необыкновенно красивый торс, как бы излучающий свет. По словам Карена
Робертсона, «...он перенес романтическую чувственность в танец
двадцатого века, но отличался страстным уважением к классическим
традициям: положение руки, точность его возвращения в пятую позицию
после прыжка». Балетный критик Клайв Барнс отмечал: «Люди будут писать о
сценической личности Нуриева так долго, как они будут помнить, что
такое сцена вообще. Это была личность, состоящая из чувственного
очарования и сексуального презрения. Все же он всегда считался одиноким,
и этим много сказано. Он был «Ин» и «Янь» личностью, всегда и всюду.
Неудивительно, что его сравнивают с Нижинским» [46],
Нуриев, изможденный и не в состоянии передвигаться без посторонней
помощи, вышел на сцену в последний раз 8 октября 1992 года на поклон
после премьеры его новой постановки «Баядерки» в Париже. Десять минут не
смолкали овации, министр культуры Франции Джек Ланг наградил его
орденом «Почетного легиона».
Рудольф Нуриев умер 6 января 1993 года в Париже, вследствие сердечного осложнения, вызванного СПИДом.
Начиная с Сергея Дягилева и Вацлава Нижинского, балет этого
века был балетом геев: в течение трех десятилетий Нуриев был его
бессменным сказочным Принцем. Его гомосексуальность была «открытым»
секретом. Он привлек внимание всего мира своим профессиональным и ни с
чем не сравнимым очарованием гея и этим заслужил появление на страницах
этой книги.